Примерно в одно и то же время – в середине XIV века – жили и творили сразу три самых известных в России иконописца. Первый – Феофан Грек – приехал в Новгород из Византии, где он уже раньше оттачивал свое мастерство, на Руси его сразу же пригласили к росписи церкви Спаса Преображения на Ильине улице. И сейчас прихожане могут любоваться монументальными фресками на стенах: образом Спаса Вседержителя с Евангелием; фигурами Адама, Авеля, Ноя, Сифа и Мелхиседека, пророков Илии и Иоанна. Позже в Москве Феофан Грек расписывал храмы Кремля. Вместе с ним работали Андрей Рублев и Прохор с Городца. К сожалению, здесь оригинальные работы мастера не сохранились, они постоянно восстанавливаются современными мастерами.
Не все знают, что кисти Феофана Грека принадлежат образы из иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля. Вероятно, это первые на Руси изображения святых в полный рост. А еще в Третьяковской галерее хранятся две древние большие храмовые иконы, которые написаны талантливым греком: Донская икона Божией Матери и образ Преображения Иисуса Христа на горе Фавор.
Второй любимый верующими иконописец – уже упоминаемый Андрей Рублев. О личности этого мастера практически ничего неизвестно – в истории он уже появился как монах с таким именем, все сведения о его жизни до монашества отсутствуют. Работа в Кремле совместно с Феофаном Греком была, скорее всего, первым его опытом росписи такого уровня. Позже он отправился в Звенигород и работал в Успенском соборе, а затем во Владимир – где вместе с Даниилом Черным занимался росписью Успенского собора.
Самая известная икона, вышедшая из-под кисти Андрея Рублева – Троица. Она была написана в начале XV века и представляет собой уникальный набор символов, раскрывающий в полноте Евангелие Христово.
Даниил Черный упоминается в летописях вместе с Андреем Рублевым, но можно сказать, что он был старшим товарищем и, возможно, наставником известного монаха. Даниил Черный много потрудился самостоятельно в создании красивых икон и церковной утвари. Самыми известными, сохранившимися до наших дней образами стали: «Лоно Авраамово» и «Иоанн Предтеча» во Владимирском Успенском соборе, а также «Богоматерь» и «Апостол Павел» в Троице-Сергиевой Лавре.
Значение храмовых икон трудно переоценить, они исполнены символизма и тайного смысла, открывающегося перед молящимся. В храме все предметы имеют особое значение: паникадило символизирует сонм святых, находящихся перед престолом Божиим, паруса с изображениями четырех евангелистов соединяют купол (небесный мир) с подножием (землей, на которой находятся все живущие). Иконописцы ставили перед собой высокую цель выразить в красках Евангелие, чтобы оно было доступно даже неграмотным людям. Поэтому иконы можно читать, как книги, открывая смысл сочетаний цветов одежды, жестов святых и т. п.