СПГ-технологии: экономия и экология

28.07.2021 18:25 3

СПГ-технологии: экономия и экологияВ то время как мировое производство спг-топлива (сжиженный природный газ) продолжает расти, крупнейшие промышленные концерны активно совершенствуют технологии двигателей и оборудования, работающих на этом виде горючего. Мировая потребность в электроэнергии увеличивается, поэтому спг-перевозчики нуждаются в конкурентных разработках средств доставки сжиженного газа с месторождений до терминалов. «В ближайшие 5-7 лет будет построено 100-150 новых судов для обслуживания растущего рынка производства СПГ» – таково мнение главного инженера финской компании «Вяртсиля» в оценке бизнеса данного направления.

Главная тенденция в проектировании морских судов – это усовершенствование конструкции и инженерии судна для уменьшения затрат топлива при транспортировке. Например, средняя законтрактованная скорость судна составляет 19,5 узлов*. Но при скорости в 16 узлов тратится значительно меньше топлива на тот же отрезок пути. Другой способ сэкономить – это поиск наиболее кратчайшего маршрута при помощи средств навигации. Также важную роль в оптимизации затрат играет экономичность и долговечность двигательных установок, работающих на сжиженном газе или дизтопливе.

Кроме судостроения спг-двигатели разрабатываются для автомобилестроения и даже ракетной техники космического назначения. В настоящее время производители таких систем заняты разработкой нового поколения спг-моторов, которые будут потреблять меньше горючего, станут более долговечными и управляемыми. Такая техника считается перспективным направлением, поэтому ключевые игроки форсируют опытно-конструкторские работы по созданию новых образцов.
*Справка! 1 узел скорости равен 1 миля/час, что примерно равно 1,85 км/ч.

Новые суда для Арктики

Финская машиностроительная компания «Aker Arctic» совместно с южнокорейским концерном «DSME» проектируют новое поколение спг-ледоколов. «Arc7 LNG carrier» – это судно, которое строится для проекта «Арктик СПГ-2» российской компании «Новатэк». Всего заказано три единицы. По сравнению с предыдущим поколением, новые газовозы имеют улучшенные эксплуатационные возможности. В частности, новую конструкцию корпуса и мощные двигатели суммарной мощностью в 51 мВт. Гендиректор «Совкомфлота» Игорь Тонковидов так комментирует финские машины: «Эти двигатели должны обеспечить новым судам повышенную скорость и манёвренность при плавании в ледовых условиях по сравнению с ледокольными газовозами предыдущего поколения».
Каждый такой ледокольный спг-танкер сможет перевозить 177 тысяч тонн спг-топлива, а три новых двигателя Azipod, производства «ABB Marine and Ports», оснащены вращающейся на 360 градусов капсулой с вентилятором. Благодаря этой технологии, судно может двигаться в любом направлении и ловко маневрировать среди торосов и айсбергов.

СПГ в автомобилестроении

Если легковые автомобили постепенно переходят на двигатели с электротягой, то грузовые перевозки требуют мощные моторы с большим запасом хода. СПГ сегодня представляет собой единственную эффективную альтернативу дизтопливу, поскольку соответствует двум важным критериям:
• снижает выбросы СО2 на 20-25% по сравнению с дизтопливом. Это особенно актуально в эпоху тенденции к декарбонизации выбросов в атмосферу;
• значительно увеличивает КПД двигателя при применении инновационной технологии воспламенения при сжатии.
То есть потенциально двигатели, работающие на спг-топливе, будут экономичнее и экологичнее своих дизельных собратьев. Уже сейчас в Евросоюзе насчитывается около 200 заправочных станций с СПГ-терминалами и их количество стремительно растёт. Страны западной и северной Европы активно развивают спг-инфраструктуру с одной стороны, а с другой запрещают передвижение дизельных автомобилей в городах.

Ракета «Амур-СПГ»

АО «КБХА» с 2016 года ведёт работы по созданию двигателя-демонстратора РД0177 для проектируемого ракетоносителя «Амур-СПГ», который идёт на смену морально устаревшим ракетам типа «СОЮЗ». Работа производится по госконтракту с формулировкой «базовый задел для перспективных средств выведения», что говорит о том, что именно спг, а не водород – ближайшая перспектива российской космической техники. В 2019 году разработана конструкторская документация, изготовлен газогенератор и начались его испытания. В 2021 году ожидается сборка полноразмерного демонстратора для проведения комплекса испытаний. Сама же ракета «Амур-СПГ» по плану должна полететь с космодрома «Восточный» в 2026 году.
Причина, по которой предпочтение отдано сжиженному газу, лежит на поверхности – это низкая цена. Получение водорода – процесс очень трудоёмкий, а конечная стоимость в разы выше. При возрастающей конкуренции на рынке пусковых космических услуг, использование более дешёвого вида топлива – значимое преимущество. Основатель компании «SpaceX» Илон Маск в своём Твиттере прокомментировал разработку русскими ракету «Амур-СПГ». Заявив, что «это хороший путь», он посоветовал развивать и другие технологии удешевления, в том числе многоразовость космических систем.

Новые перспективы

Прирост населения, повышение благосостояния граждан в развитых странах, усилия государств по декарбонизации выбросов и новые технологии – вот главные причины увеличения спроса на низкоуглеродные источники энергии, включая природный газ. В ближайшие 10 лет производство спг-топлива увеличится в разы, равно как и его потребление. Этому способствует разработка новых месторождений в Арктике, совершенствование средств сжижения и доставки, а также инновации в двигателестроении. При этом рынок производства, переработки и доставки по-прежнему будет фрагментарным, т.к. число участников с доступом к месторождениям сильно ограничено. А технологиями создания силовых установок, работающих на спг-топливе, владеют всего лишь несколько стран. Это главный сдерживающий фактор увеличения потребления нового вида топлива, оставляющего после себя низкий углеродный след.

Предыдущая новость

Зеркало в БК Bet 365 Эльдорадо сделает вашу жизнь ярче Как купить фирму в оффшоре Принцип работы и устройство медиаконвертера оптического 8 сезон «Голоса страны» онлайн