СПГ-технологии: экономия и экология

28.07.2021 18:25 3

СПГ-технологии: экономия и экологияВ то время как мировое производство спг-топлива (сжиженный природный газ) продолжает расти, крупнейшие промышленные концерны активно совершенствуют технологии двигателей и оборудования, работающих на этом виде горючего. Мировая потребность в электроэнергии увеличивается, поэтому спг-перевозчики нуждаются в конкурентных разработках средств доставки сжиженного газа с месторождений до терминалов. «В ближайшие 5-7 лет будет построено 100-150 новых судов для обслуживания растущего рынка производства СПГ» – таково мнение главного инженера финской компании «Вяртсиля» в оценке бизнеса данного направления.

Главная тенденция в проектировании морских судов – это усовершенствование конструкции и инженерии судна для уменьшения затрат топлива при транспортировке. Например, средняя законтрактованная скорость судна составляет 19,5 узлов*. Но при скорости в 16 узлов тратится значительно меньше топлива на тот же отрезок пути. Другой способ сэкономить – это поиск наиболее кратчайшего маршрута при помощи средств навигации. Также важную роль в оптимизации затрат играет экономичность и долговечность двигательных установок, работающих на сжиженном газе или дизтопливе.

Кроме судостроения спг-двигатели разрабатываются для автомобилестроения и даже ракетной техники космического назначения. В настоящее время производители таких систем заняты разработкой нового поколения спг-моторов, которые будут потреблять меньше горючего, станут более долговечными и управляемыми. Такая техника считается перспективным направлением, поэтому ключевые игроки форсируют опытно-конструкторские работы по созданию новых образцов.
*Справка! 1 узел скорости равен 1 миля/час, что примерно равно 1,85 км/ч.

Новые суда для Арктики

Финская машиностроительная компания «Aker Arctic» совместно с южнокорейским концерном «DSME» проектируют новое поколение спг-ледоколов. «Arc7 LNG carrier» – это судно, которое строится для проекта «Арктик СПГ-2» российской компании «Новатэк». Всего заказано три единицы. По сравнению с предыдущим поколением, новые газовозы имеют улучшенные эксплуатационные возможности. В частности, новую конструкцию корпуса и мощные двигатели суммарной мощностью в 51 мВт. Гендиректор «Совкомфлота» Игорь Тонковидов так комментирует финские машины: «Эти двигатели должны обеспечить новым судам повышенную скорость и манёвренность при плавании в ледовых условиях по сравнению с ледокольными газовозами предыдущего поколения».
Каждый такой ледокольный спг-танкер сможет перевозить 177 тысяч тонн спг-топлива, а три новых двигателя Azipod, производства «ABB Marine and Ports», оснащены вращающейся на 360 градусов капсулой с вентилятором. Благодаря этой технологии, судно может двигаться в любом направлении и ловко маневрировать среди торосов и айсбергов.

СПГ в автомобилестроении

Если легковые автомобили постепенно переходят на двигатели с электротягой, то грузовые перевозки требуют мощные моторы с большим запасом хода. СПГ сегодня представляет собой единственную эффективную альтернативу дизтопливу, поскольку соответствует двум важным критериям:
• снижает выбросы СО2 на 20-25% по сравнению с дизтопливом. Это особенно актуально в эпоху тенденции к декарбонизации выбросов в атмосферу;
• значительно увеличивает КПД двигателя при применении инновационной технологии воспламенения при сжатии.
То есть потенциально двигатели, работающие на спг-топливе, будут экономичнее и экологичнее своих дизельных собратьев. Уже сейчас в Евросоюзе насчитывается около 200 заправочных станций с СПГ-терминалами и их количество стремительно растёт. Страны западной и северной Европы активно развивают спг-инфраструктуру с одной стороны, а с другой запрещают передвижение дизельных автомобилей в городах.

Ракета «Амур-СПГ»

АО «КБХА» с 2016 года ведёт работы по созданию двигателя-демонстратора РД0177 для проектируемого ракетоносителя «Амур-СПГ», который идёт на смену морально устаревшим ракетам типа «СОЮЗ». Работа производится по госконтракту с формулировкой «базовый задел для перспективных средств выведения», что говорит о том, что именно спг, а не водород – ближайшая перспектива российской космической техники. В 2019 году разработана конструкторская документация, изготовлен газогенератор и начались его испытания. В 2021 году ожидается сборка полноразмерного демонстратора для проведения комплекса испытаний. Сама же ракета «Амур-СПГ» по плану должна полететь с космодрома «Восточный» в 2026 году.
Причина, по которой предпочтение отдано сжиженному газу, лежит на поверхности – это низкая цена. Получение водорода – процесс очень трудоёмкий, а конечная стоимость в разы выше. При возрастающей конкуренции на рынке пусковых космических услуг, использование более дешёвого вида топлива – значимое преимущество. Основатель компании «SpaceX» Илон Маск в своём Твиттере прокомментировал разработку русскими ракету «Амур-СПГ». Заявив, что «это хороший путь», он посоветовал развивать и другие технологии удешевления, в том числе многоразовость космических систем.

Новые перспективы

Прирост населения, повышение благосостояния граждан в развитых странах, усилия государств по декарбонизации выбросов и новые технологии – вот главные причины увеличения спроса на низкоуглеродные источники энергии, включая природный газ. В ближайшие 10 лет производство спг-топлива увеличится в разы, равно как и его потребление. Этому способствует разработка новых месторождений в Арктике, совершенствование средств сжижения и доставки, а также инновации в двигателестроении. При этом рынок производства, переработки и доставки по-прежнему будет фрагментарным, т.к. число участников с доступом к месторождениям сильно ограничено. А технологиями создания силовых установок, работающих на спг-топливе, владеют всего лишь несколько стран. Это главный сдерживающий фактор увеличения потребления нового вида топлива, оставляющего после себя низкий углеродный след.

Предыдущая новость

Игры слоты от популярного онлайн казино Вулкан 777 Преимущества владения недвижимостью в новостройках Диплинк: Как создать и использовать для эффективного продвижения в интернете Как получить займ под залог недвижимости Новый игровой зал Азино 777 с джекпотами