Кажется очевидным, что на специальных курсах по химии подготовка к ЕГЭ происходит как-то иначе, нежели чем подготовка к ЕГЭ по географии или иным предметам - но в чём тут состоят главные отличия и не существует ли каких-нибудь общих методик, улучшающих восприятие любых курсов? Попытаемся разобраться в этом вопросе.
Давно замечено, что практически все предметы можно расположить на условной шкале между дисциплинами "логически строгими" (хороший пример здесь - это различные разделы математики) и "сугубо описательными" (к таковым можно отнести, например, литературу). Первые зиждятся на строгой системе постулатов и выводов из них, вторые же в основном являются достаточно "рыхлым" собранием разрозненных фактов, дат, текстов и т.п. Поэтому в первом случае преподаватели обычно делают упор "на понимание", а во втором - на банальное запоминание.
Хороший способ улучшить процесс запоминания - это создать в поступающей информации дополнительные связи. Например, на некоторых курсах по химии подготовка к ЕГЭ сопровождается заучиванием полезных мнемоник типа "фенолфталеиновый в щелочах" и им подобных. Эта практика является базируется на более общем правиле: если некую информацию требуется прочно запомнить, то к этому процессу следует привлечь как можно больше разных типов памяти (зрительную, слуховую, двигательную и т.д.) - это поспособствует её удержанию в мозгу. Резонно задать вопрос: разработаны ли какие-нибудь методики, позволяющие "автоматизировать" процесс создания ассоциативных связей при запоминании?
Так принято называть людей, соревнующихся между собой по скорости/надёжности запоминания массивов неструктурированной информации - от наборов чисел и случайных слов до последовательностей карт. Именно "ментальные атлеты" отточили до совершенства ассоциативные техники запоминания и добились с их помощью выдающихся результатов (желающие могут найти и посмотреть записи с таких соревнований на ютубе). Для нас же здесь главное то, что как минимум азам этих мнемонических техник может обучиться практически любой человек. Освоить данные техники можно как на спецкурсах под руководством тренера, так и самостоятельно - по печатным самоучителям либо видеокурсам, после чего углублённая подготовка к ЕГЭ по географии или же любому другому "описательному" предмету станет много проще, быстрее и эффективнее.